UX – это не UI

Содержание

UX – это не UI

“UX – это неосязаемый дизайн, это разработка стратегии, которая приводит нас к решению”.

Понятие «UX» стало неологизмом. Говоря, что что-то «имеет хороший UX», мы имеем в виду ключевые UX-компоненты (исследование, возможно, персону потребителя, информационную архитектуру, взаимодействие, интерфейс и так далее). В сущности, отпала всякая необходимость и желание добавлять в конце слово «дизайн». Это слово сбивает с толку, провоцируя ненужные ассоциации: складывается впечатление, будто UX – это UI, user interface design, разработка пользовательского интерфейса.

На написание заметки меня вдохновила презентация Элизабет Хьюберт (@lishubert) на конференции the Future of Web Design 2012 в Праге. В своём выступлении Элизабет довольно чётко обозначила следующее:

Интерфейс – это не решение.

Именно эта идея лежит в основе разногласий между сторонниками UX и теми, кому нужен только UI или кто не видит разницы между двумя.

Как UX-специалисты видят UX

UX – это акроним от английского user experience, что в переводе означает «опыт взаимодействия». За ним почти всегда следует слово «дизайн». Так сложилось, что люди, занимающиеся этой работой, называются UX-дизайнерами. Однако в отличие от графических дизайнеров и дизайнеров интерфейсов они не разрабатывают каких-либо объектов. UX – это неосязаемый дизайн, это разработка стратегии, которая приводит нас к решению.

Многие UX-дизайнеры стали называть себя по-новому: UX-архитекторами, UX-инженерами, UX-стратегами. Некоторые и вовсе избавились от «взаимодействия с пользователями» и называют себя не иначе как стратегами, инженерами или архитекторами опыта. Думаю, отчасти это связано с желанием выйти за рамки дизайна интерфейсов, отчасти – с расширением границ самого UX. Как специалист в области UX вы можете быть ведущим исследователем или старшим маркетологом-копирайтером, и при этом никогда не заниматься проектированием интерфейсов – и даже не иметь к этому способностей.

Что же означает термин «UX»? Специалисты в этой области могут играть разные роли в компании. Иногда это самостоятельная должность, иногда – целая карьера, иногда в обязанности сотрудника входит решение промежуточных задач, которыми мы все время от времени занимаемся.

Мы хотим, чтобы они видели следующее:

  • Полевые исследования
  • Опросы в формате личной беседы
  • Создание и контроль текстовой информации
  • Сбор, организация и презентация статистических данных
  • Фиксирование персон пользователей и открытий
  • Разработка продукта
  • Описание функций
  • Описание требований
  • Разработка схем
  • Интерактивный дизайн
  • Информационная архитектура
  • Юзабилити
  • Прототипирование
  • Разметка интерфейса
  • Дизайн интерфейса
  • Графический дизайн
  • Создание классификации
  • Разработка терминологии
  • Копирайтинг
  • Презентации и выступления
  • Тесное сотрудничество с программистами
  • Проведение мозговых штурмов
  • Трансляция корпоративной культуры
  • Общение с партнёрами

Они видят:

  • Полевые исследования
  • Опросы в формате личной беседы
  • Создание и контроль текстовой информации
  • Сбор, организация и презентация статистических данных
  • Фиксирование персон пользователей и открытий
  • Разработка продукта
  • Описание функций
  • Описание требований
  • Разработка схем
  • Интерактивный дизайн
  • Информационная архитектура
  • Юзабилити
  • Прототипирование
  • Разметка интерфейса
  • Дизайн интерфейса
  • Графический дизайн
  • Создание классификации
  • Разработка терминологии
  • Копирайтинг
  • Презентации и выступления
  • Тесное сотрудничество с программистами
  • Проведение мозговых штурмов
  • Трансляция корпоративной культуры
  • Общение с партнёрами

 (Сравнительную схему на английском языке можно загрузить с сайта UX – это не UI – www.uxisnotui.com)

Дизайн интерфейсов – это огромный раздел UX. Я бы сказал, что в большинстве случаев UX-дизайнер действительно занимается разработкой интерфейсов. Но UX – это не UI. Здесь в игру вступают знания других людей. Понять суть UX и его важное значение поможет модель – «зонт UX».

Зонт UX

В своей презентации на Startup Weekend в Вашингтоне в 2011 году Дэн Уиллис (@uxcrank) использовал потрясающее изображение, которое наглядно демонстрирует все компоненты UX:
UX – это не UI

Из элементов под зонтом намеренно исключены два – UX-дизайн и дизайн интерфейсов.

UX не попал в список, так как это широкое понятие, охватывающее все указанные дисциплины. Любой так называемый «UX-дизайн» является лишь комбинацией двух и более компонентов под зонтом.

Дизайн интерфейсов не включён в список, так как является результатом взаимодействия двух других элементов: графического дизайна (внешнего вида и ощущений пользователей) и интерактивного дизайна (как работают внешний вид и ощущения). Соедините их, и получите интерфейс. Интерфейс является результатом «дизайнерского решения», которое появилось перед тем.

Опытный дизайнер интерфейсов знает о том, как важно помочь пользователю решить конкретную проблему.

Как получить эффективный пользовательский интерфейс

Реализация интерфейса в коде обычно осуществляется frontend-разработчиком. Я, как и другие HTML/CSS-верстальщики, всегда рад поработать над созданием работающего прототипа. Однако в случае сложного взаимодействия внутреннего кода и внешнего javascript’а лучше доверить дело профессионалам.

Так как же добиться впечатляющего интерфейса? Представим себе идеальный порядок разработки:

  1. Допустим, в ходе исследования пользователей, рынка или персон была выявлена проблема.
  2. Пользовательские сценарии и истории написаны, забракованы, переписаны заново, затем использованы в новой итерации – и так до тех пор, пока не определён сценарий решения проблемы.
  3. На основе нескольких предполагаемых способов решения проводятся быстрые эксперименты. Их цель – подтвердить допущения относительно персон потребителей.
  4. Разрабатывается информационная архитектура, продукт/сайт делят на логические уровни и разделы.
  5. Для определения того, когда на экране должны появиться те или иные элементы, создают наброски и прототипы.
  6. Имея на руках материалы исследований и всей проделанной в области UX работы, можно уверенно приступать к созданию интерфейса и HTML-разметки.
  7. Готовый интерфейс и разметка тестируются пользователями. На основе экспериментов и прототипов производится несколько итераций.
  8. После проверки разметки пишут код. Пришло время UI-дизайна!
  9. Как только удалось добиться высокого уровня юзабилити, можно переходить к производству – созданию того, что называют интерфейсом.

Это несколько идеализированный путь. В зависимости от времени и ресурсов от определённых этапов можно отказаться. Кроме того, ничто не мешает быстрому прохождению всех этапов, например, за нескольких дней. Бесчисленное множество интерфейсов отправились на экран прямиком из моей головы, минуя все указанные шаги, но это не UX-дизайн. Думаю, это называют «дизайнерской небрежностью». Хороший пользовательский интерфейс не может быть тривиальным или простым: убедительный продукт, потрясающая визуализация и эффективное взаимодействие – все это компоненты формулы.

Не останавливайтесь на достигнутом!

Мне бы хотелось, чтобы люди именно так представляли себе UX и именно так понимали понятие «UX-дизайн». Функциональный, элегантный и приятный для глаза интерфейс требует напряжённой работы, незаметной для постороннего наблюдателя. Но интерфейс – не решение. Нужно бороться с этим заблуждением ещё в школе UX и рассказывать специалистам о реальных возможностях UX. Это трудоемкий стратегический процесс, направленный на создание продукта или сайта, способного привлечь внимание покупателей/пользователей/посетителей, простого и понятного в использовании. Через работу в области UX мы придем к правильному решению интерфейса.

Благодарю Дэна Уиллиса (@uxcrank) заЗонт UX и Элизабет Хьюберт (@lishubert) за «Интерактивный дизайн за пределами интерфейса».

 

Автор: Эрик Флауэрс, перевод: Proactivity

Оригинал: http://www.helloerik.com/ux-is-not-ui