Содержание
Не знаю, как вы, я лично обожаю заниматься оптимизацией производительности программ. Я люблю, когда программы не тормозят, а сайты открываются быстро. В этой статье я бы хотел привести некоторые (базовые) подходы к улучшению производительности. В основном, они относятся к веб-приложениям, но некоторые вещи справедливы и для «обычных» программ. Я затрону такие темы, как профилирование, пакетная обработка, асинхронная обработка запросов и др.
Когда следует оптимизировать?
Самый первый вопрос, который нужно себе задавать перед тем, как заняться оптимизацией чего-либо — устраивает ли вас текущая производительность? Например, если вы разрабатываете игру, каков минимальный FPS на «среднем» железе и «средних» настройках? Если он опускается ниже, скажем, 30, то игроки это заметят. Даже если средняя частота кадров составляет 60 FPS, именно минимальное значение FPS определяет ощущения от игры — «тормозит» или «работает плавно». Если это веб-сайт, сколько времени открываются страницы для пользователей? Если это время составляет доли секунды, пользователи будут более активны и будут получать удовлетворение от работы с вашим сайтом.
Допустим, вы поняли, что вас (или ваше начальство, хехехе) не устраивает текущая производительность приложения. Что делать?
1. Измеряйте
Любая оптимизация должна начинаться с цифр. Если у вас нет времен исполнения отдельных фрагментов приложения, вы не можете заниматься оптимизацией эффективно. Вы можете долго оптимизировать фрагменты, которые вам проще оптимизировать, чем те, которые действительно тормозят, потому что у вас нет полной картины происходящего.
При разработке зачастую бывает удобно использовать профайлинг для выявления узких мест. Для PHP, к примеру, есть хороший профайлер под названием xhprof от компании Facebook (про него здесь неоднократно писали). Если у вас есть большой и незнакомый для вас проект, то профайлер — это практически единственная возможность быстро найти узкие места в коде, если такие там есть. Однако, «обычный» профайлер во время повседневной разработки редко применяется, сразу по нескольким причинам:
— даже самые «хорошие» профайлеры существенно замедляют работу приложения
— за результатами нужно идти в отдельное место или запускать отдельные просмотрщики
— сами результаты нужно где-то хранить (данные профилирования обычно занимают ощутимое количество места).
По этим (и, возможно, некоторым другим) причинам в качестве замены отдельной утилите для профилирования при веб-разработке встраивают так называемые «дебаг-панели» в development-версии сайта (пример), в которых приводится сводка (с возможностью посмотреть детали) различных метрик, которые встроены прямо в код. Обычно это количество и время исполнения SQL-запросов, реже встречается количества и времена исполнения запросов к другим сервисам (например, к memcache). Почти всегда измеряется также общее время исполнения, размер ответа с сервера, количество потребляемой памяти.
В большинстве игр можно включить «отладочную консоль», в которой, как правило, можно видеть количество FPS, количество объектов на сцене и т.д. До относительно недавнего времени в minecraft содержалась диаграмма с распределением времени для каждого кадра: одним цветом рисовалось время, затраченное на «физику», другим — рендеринг.
Можно измерять очень много различных вещей, но для веб-проектов обычно основное время занимает база данных или обращения к другим сервисам. Если вы не используете какой-то готовый фреймворк, или в ваш любимый фреймворк не входит дебаг-панель, достаточно даже такого кода для того, чтобы с чего-то начать:
<?php
function sql_query($query) {
$start = microtime(true);
$result = mysql_query($query);
$GLOBALS['SQL_TIME'] += microtime(true) - $start;
return $result;
}
2. Я сказал, измеряйте!
Вы молодец, всё обвесили таймерами, в development-окружении всё чудесно, но на production всё по-другому? Значит, вы измеряете неправильно или, что более вероятно, не всё… Как насчёт того, чтобы измерять производительность на production? Если вы пишете, к примеру, на PHP, существует замечательный инструмент для измерения производительности в production-окружении, работающий по протоколу UDP, под названием Pinba. На основании этого инструмента можно оставить debug-панель при разработке и в дополнение получить realtime-статистику по вашим таймерам в «боевом» окружении. Если вы никогда не измеряли производительность таким способом, вы скорее всего узнаете очень много интересного о том, как на самом деле работает ваш сайт.
Время отдачи страницы с сервера — 100 мс, но вам всё равно жалуются, что страницы открываются долго? Измеряйте размер отдаваемых данных и показатели встроенных в браузер счётчиков производительности. Возможно, вашему сайту нужен CDN для отдачи статических данных, возможно нужно просто сменить хостинг-провайдера. Пока вы не измерите, где бутылочное горлышко, вы можете лишь гадать.
3. Будьте ленивы
Часто можно обнаружить, что в коде на каждый чих происходит инициализация чего-нибудь большого и ненужного на этой странице. Например, какой-нибудь большой init-метод, который на каждый веб-запрос лезет за прогнозом погоды на другой сайт или выполняется «git pull origin master» в корне проекта, как средство автоматического деплоя. В процессе анализа производительности вы обязательно натолкнетесь на много вещей, которые можно просто выкинуть из кода, или «завернуть в if», и включать нужный кусок только тогда, когда он действительно требуется.
Очень часто встречается, что большые фрагменты страницы остаются практически неизменными (например, «шапка» и «подвал» страницы). Если это так, то очевидным решением является либо заранее сгенерировать содержимое, либо поместить его в кеш и не рисовать его каждый раз по новой.
Будьте ленивы в своем коде и в реальной жизни. Не делайте одну и ту же (никому не нужную) работу постоянно, делайте только то, что действительно нужно для ответа на запрос пользователя, а остальное либо не делайте, либо делегируйте кому-нибудь (например, можно «тяжелые», но не очень чувствительные к задержкам, вещи поручить cron’у вместо того, чтобы исполнять это в вебе).
4. Используйте (асинхронную) пакетную обработку
В самых разных проектах можно встретить одну и ту же тривиальную ошибку проектирования: обработку десятков, сотен записей, по одной, вместо того, чтобы обрабатывать всё вместе, единым запросом. Например, если на странице вам нужно показать данные по 30 товарах, сделайте один запрос вида «SELECT … FROM table WHERE id IN(…)» вместо 30 запросов вида «SELECT … FROM table WHERE id = …». Для большинства баз данных разницы в скорости между одним запросом с результатом на 30 строк и одним (!) запросом с результатом на 1 строку не будет вообще. Как правило, нужно совсем небольшое количество изменений в коде для того, чтобы добавить пакетную обработку, а взамен вы получите прирост скорости в разы, иногда в сотни раз. Это касается не только SQL-запросов, но и любых обращений к внешним или внутренним сервисам. Обращение по сети куда-либо всегда вносит существенную задержку в обработку запроса, поэтому количество запросов крайне желательно уменьшать до минимума в условиях веба.
Ещё одна возможность ускорить пакетную обработку — это асинхронность. Если ваш язык это позволяет и вы можете сгруппировать запросы к разным сервисам в один и выполнить их асинхронно, то вы тоже получите ощутимое уменьшение времени ответа, причём чем больше сервисов, тем больше выигрыш. Это слабо применимо к MySQL, но хорошо применимо при работе, скажем, с медленным Google Datastore API.
5. Упрощайте сложное, распутывайте запутанное
Приведу пример: у вас есть здоровенный SQL-запрос, который что-то делает, и делает это (возможно) правильно, но ооочень медленно, сканируя при этом миллионы строк. Чтобы оптимизировать сложный SQL-запрос, для начала нужно его упростить, выкинуть оттуда всё лишнее, возможно, целые таблицы или вложенные выборки. Лишь после того, как вы убрали всё лишнее, можно начать проводить осмысленную оптимизацию. В противном случае, вы можете потратить много времени впустую, оптимизируя фрагмент, который никак не влияет на конечный результат. Часто, особенно при работе с MySQL, в качестве удовлетворительного решения может быть разбиение запроса на несколько более простых, каждый из которых работает намного быстрее исходного.
В системах, которые разрабатываются большим количеством людей, часто можно увидеть «наслоения костылей» вместо четкого и хорошо проектированного кода. Такое происходит не только при низкой квалификации программистов, но и при обычной, итеративной разработке, при условии отсутствия постоянного рефакторинга. Если вы обнаружили, что проблема таится в одном из таких мест, для начала нужно провести небольшой рефакторинг кода, чтобы, во-первых, разобраться в том, как оно работает, а во-вторых, возможно сразу оптимизировать или выкинуть некоторые очевидно лишние вещи. Часто бывает так, что, после простого приведения кода в порядок, производительность кода становится удовлетворительной и соответствующий фрагмент перестает требовать оптимизации.
6. «Дорогие» фичи
Вполне возможна ситуация, когда вы обнаружите, что есть фичи, которыми пользуется 0,1% пользователей, но которые при этом занимают половину времени ответа на сервере. Если это так, то вы можете либо попробовать переосмыслить эту функциональность и предложить какое-то другое, более «дешевое» решение взамен, либо сделать эту фичу опциональной и отключенной по умолчанию. Если пользователю она нужна, он её включит обратно.
7. Кеширование
Если вообще больше ничего не помогает, или у вас есть данные, которые не меняются со временем, кешируйте их. Почему я утверждаю, что стоит использовать кеш только тогда, когда все другие опции израсходованы? Дело в том, что как только вы начинаете класть в кеш изменяемые данные, вы должны будете следить за актуальностью кеша, что является очень сложной инженерной задачей.
Пример: вы кешируете отдельные записи в таблице table по первичному ключу id. Одна запись — один ключ в кеше вида «table_<id>». Представьте теперь, что вам нужно обновить несколько записей по определенному условию («update table where <condition>»). Как правильно сбросить кеш в этом случае? Одно из простых, но очень трудоёмких решений — это делать предварительную выборку по этому условию, сбрасывать все записи в кеше по id и потом делать update. А что, если между select, сбросом кеша и update «вклинится» другой запрос? Примерно вот так:
Первый запрос: 1. select id from table where <condition> 2. memcache delete ids 6. update table set … where <condition> |
Второй параллельный запрос:
3. memcache get «table_N» — пусто, кеш уже сброшен |
Наличие двух источников данных вместо одного без очень аккуратно написанного коданеизбежно приводит к их рассинхронизации и, в случае кеша, к неприятным артефактам на сайте в виде несогласованных между собой или устаревших данных, «битых» счётчиков и т.д.
Безусловно, есть большое количество примеров, когда кеширование успешно применяется для увеличения производительности, но, опять же, после рассмотрения всех остальных возможностей. В операционных системах операции по работе с медленными носителями кешируются (чтение просто кешируется, запись буферизуется, что иногда приводит к порче данных или структуры файловой системы). Это дает ощутимый вклад в скорость работы, но, если вы когда-нибудь сравнивали user experience от работы с SSD и с жестким диском, вы никогда больше не захотите пользоваться последним, несмотря на кеширование :). В процессорах используется много уровней кеша, поскольку память различного объема отличается по скорости работы на порядки (сравните время доступа порядка 1 нс к регистровой памяти и 10 мс для жесткого диска — разница в 10 млн раз!), поэтому значительное усложнение архитектуры всё равно оправдано (иллюстрация взята из википедии).
Заключение
Итак, мы рассмотрели базовые способы повышения производительности (веб-)приложений, в основном рассматривая связку PHP+MySQL, как наиболее распространенную. Я лично использую приведенные выше подходы при оптимизации, и пока что мне удавалось без особых усилий ускорять проекты во много раз, иногда в десятки раз, потратив буквально несколько дней для самого большого из них :). Надеюсь, статья если не научит вас оптимизации, то по крайней мере подтолкнет вас (и ваших коллег) в правильном направлении, и мир станет чуточку лучше.