Содержание
Сколько памяти занимает 1 миллион простых чисел?
Меня часто донимали размышление о том, насколько эффективно Python использует память по сравнению с другими языками программирования. Например, сколько памяти нужно, чтобы работать с 1 миллионом простых чисел? А с тем же количеством строк произвольной длины?
Как оказалось, в Python есть возможность получить необходимую информацию прямо из интерактивной консоли, не обращаясь к исходному коду на C (хотя, для верности, мы туда все таки заглянем).
Удовлетворив любопытство, мы залезем внутрь типов данных и узнаем, на что именно расходуется память.
Все примеры были сделаны в CPython версии 2.7.4 на 32 битной машине. В конце приведена таблица для потребности в памяти на 64 битной машине.
Необходимые инструменты
sys.getsizeof и метод __sizeof__()
Первый инструмент, который нам потребуется находится в стандартной библиотеки sys. Цитируем официальную документацию:
sys.getsizeof(объект[, значение_по_умолчанию])
Возвращает размер объекта в байтах.
Если указано значение по умолчанию, то оно вернется, если объект не предоставляет способа получить размер. В противном случае возникнет исключение TypeError.
Getsizeof() вызывает метод объекта __sizeof__ и добавляет дополнительную информацию, которая храниться для сборщика мусора, если он используется.
Алгоритм работы getsizeof(), переписанной на Python, мог бы выглядеть следующем образом:
Py_TPFLAGS_HAVE_GC = 1 << 14 # константа. в двоичным виде равно 0b100000000000000 def sys_getsizeof(obj, default = None) if obj.hasattr('__sizeof__'): size = obj.__sizeof__() elif default is not None: return default else: raise TypeError('Объект не имеет атрибута __sizeof__') # Если у типа объекта установлен флаг HAVE_GC if type(obj).__flags__ & Py_TPFLAGS_HAVE_GC: size = size + размер PyGC_Head return size
Где PyGC_Head — элемент двойного связанного списка, который используется сборщиком мусора для обнаружения кольцевых ссылок. В исходным коде он представлен следующей структурой:
typedef union _gc_head { struct { union _gc_head *gc_next; union _gc_head *gc_sourcev; Py_ssize_t gc_refs; } gc; long double dummy; } PyGC_Head;
Размер PyGC_Head будет равен 12 байт на 32 битной и 24 байта на 64 битной машине.
Попробуем вызвать getsizeof() в консоле и посмотрим, что получится:
>>> import sys >>> GC_FLAG = 1 << 14 >>> sys.getsizeof(1) 12 >>> (1).__sizeof__() 12 >>> bool(type(1).__flags__ & GC_FLAG) False >>> sys.getsizeof(1.1) 16 >>> (1.1).__sizeof__() 16 >>> bool(type(1.1).__flags__ & GC_FLAG) False >>> sys.getsizeof('') 21 >>> ''.__sizeof__() 21 >>> bool(type('').__flags__ & GC_FLAG) False >>> sys.getsizeof('hello') 26 >>> sys.getsizeof(tuple()) 24 >>> tuple().__sizeof__() 12 >>> bool(type(tuple()).__flags__ & GC_FLAG) True >>> sys.getsizeof(tuple((1, 2, 3))) 36
За исключением магии с проверкой флагов, все очень просто.
Как видно из примера, int и float занимают 12 и 16 байт соответственно. Str занимает 21 байт и еще по одному байту на каждый символ содержимого. Пустой кортеж занимает 12 байт, и дополнительно 4 байта на каждый элемент. Для простых типов данных (которые не содержат ссылок на другие объекты, и соответственно, не отслеживаются сборщиком мусора), значение sys.getsizeof равно значению, возвращаемого методом __sizeof__().
id() и ctypes.string_at
Теперь выясним, на что именно расходуется память.
Для этого нужно нам нужны две вещи: во-первый узнать, где именно хранится объект, а во-вторых получить прямой доступ на чтения из памяти. Не смотря на то что Python тщательно оберегает нас от прямого обращения к памяти, это сделать все таки возможно. При этом нужно быть осторожным, так как неправильное использование может привести к ошибке сегментирования.
Встроенная фунция id() возвращает адрес памяти, где храниться начала объекта (сам объект является C структурой)
>>> obj = 1 >>> id(obj) 158020320
Чтобы считать данные по адресу памяти нужно воспользоваться функцией string_at из модуля ctypes. Ее официальное описание не очень подробное:
ctypes.string_at(адрес[, длина])
Это функция возвращает строку, с началом в ячейки памяти «адрес». Если «длина» не указана, то считается что строка zero-terminated,
Теперь попробуем считать данные по адресу, который вернул нам id():
>>> import ctypes >>> obj = 1 >>> sys.getsizeof(obj) 12 >>> ctypes.string_at(id(obj), 12) 'u\x01\x00\x00 \xf2&\x08\x01\x00\x00\x003\x01\x00\x00 \xf2&\x08\x00\x00\x00\x001\x00\x00\x00'
Вид шестнадцатеричного кода не очень впечатляет, но мы близки к истине.
Модель Struct
Для того чтобы представить вывод в значения, удобные для восприятия, воспользуемся еще одним модулем. Здесь нам поможет функция unpack() из модуля struct.
struct
Этот модуль производит преобразование между значениями Python и структурами на C, представленными в виде строк.struct.unpack(формат, строка)
Разбирает строку в соответствие с данным форматов. Всегда возвращает кортеж, даже если строка содержит только один элемент. Строка должна содержать в точности количество информации, как описано форматом.
Форматы данных, которые нам потребуются.
символ | Значение C | Значение Python | Длина на 32битной машине |
c | char | Строка из одного символа | 1 |
i | int | int | 4 |
l | long | int | 4 |
L | unsigned long | int | 4 |
d | double | float | 8 |
Теперь собираем все вместе и посмотрим на внутренне устройство некоторых типов данных.
Int
>>> obj = 1 >>> sys.getsizeof(obj), obj.__sizeof__() (12, 12) >>> struct.unpack('LLl', ctypes.string_at(id(obj), 12)) (373, 136770080, 1)
О формате значений несложно догадаться.
Первое число (373) — количество указателей, на объект.
>>> obj2 = obj >>> struct.unpack('LLl', ctypes.string_at(id(obj), 12)) (374, 136770080, 1)
Как видим, число увеличилось на единицу, после того как мы создали еще одну ссылку на объект.
Второе число (136770080) — указатель (id) на тип объекта:
>>> type(obj) <type 'int'> >>> id(type(obj) ) 136770080
Третье число (1) — непосредственно содержимое объекта.
>>> obj = 1234567 >>> struct.unpack('LLl', ctypes.string_at(id(obj), 12)) (1, 136770080, 1234567)
Наши догадки можно подтвердить, заглянув в исходный код CPython
typedef struct { PyObject_HEAD long ob_ival; } PyIntObject;
Здесь PyObject_HEAD — макрос, общий для всех встроенных объектов, а ob_ival — значение типа long. Макрос PyObject_HEAD добавляет счетчик количества указателей на объект и указатель на родительский тип объекта — как раз то, что мы и видили.
Float
Число с плавающей запятой очень похоже на int, но представлено в памяти C значением типа double.
typedef struct { PyObject_HEAD double ob_fval; } PyFloatObject;
В этом легко убедится:
>>> obj = 1.1 >>> sys.getsizeof(obj), obj.__sizeof__() (16, 16) >>> struct.unpack('LLd', ctypes.string_at(id(obj), 16) (1, 136763968, 1.1)
Строка (Str)
Строка представлена в виде массива символов, оканчивающийся нулевым байтом. Также в структуре строки отдельного сохраняется ее длина, хэш от нее содержания и флаг, определяющий, хранится ли она во внутреннем кэше interned.
typedef struct { PyObject_VAR_HEAD long ob_shash; # хэш от строки int ob_sstate; # находится ли в кэше? char ob_sval[1]; # содержимое строки + нулевой байт } PyStringObject;
Макрос PyObject_VAR_HEAD включает в себя PyObject_HEAD и добавляет значение long ob_ival, в котором хранится длина строки.
>>> obj = 'hello world' >>> sys.getsizeof(obj), obj.__sizeof__() (32, 32) >>> struct.unpack('LLLli' + 'c' * (len(obj) + 1), ctypes.string_at(id(obj), 4*5 + len(obj) + 1)) (1, 136790112, 11, -1500746465, 0, 'h', 'e', 'l', 'l', 'o', ' ', 'w', 'o', 'r', 'l', 'd', '\x00')
Четвертое значение соответствуют хэшу от строки, в чем не трудно убедится.
>>> hash(obj) -1500746465
Как видимо, значение sstate равно 0, так что строка сейчас не кэшируется. Попробуем ее добавить в кэш:
>>> intern(obj) 'hello world' >>> struct.unpack('LLLli' + 'c' * (len(obj) + 1), ctypes.string_at(id(obj), 4*5 + len(obj) + 1)) (2, 136790112, 11, -1500746465, 1, 'h', 'e', 'l', 'l', 'o', ' ', 'w', 'o', 'r', 'l', 'd', '\x00')
Кортеж (Tuple)
Кортеж представлен в виде массива из указателей. Так как его использование может приводить к возникновению кольцевых ссылок, он отслеживается сборщиком мусора, на что расходуется дополнительная память (об этом нам напоминает вызов sys.getsizeof())
Структура tuple похоже на строку, только в ней отсутствуют специальные поля, кроме длины.
typedef struct { PyObject_VAR_HEAD PyObject *ob_item[1]; } PyTupleObject;
>>> obj = (1,2,3) >>> sys.getsizeof(obj), obj.__sizeof__() (36, 24) >>> struct.unpack('LLL'+'L'*len(obj), ctypes.string_at(id(obj), 12+4*len(obj))) (1, 136532800, 3, 146763112, 146763100, 146763088) >>> for i in obj: print i, id(i) 1 146763112 2 146763100 3 146763088
Как видим из пример, последние три элементы кортежа являются указателями на его содержимое.
Остальные базовые типы данных (unicode, list, dict, set, frozenset) можно исследовать аналогичным образом.
Что в итоге?
Тип | Имя в CPython | формат | Формат, для вложенных объектов | Длина на 32bit | Длина на 64bit | Память для GC* |
Int | PyIntObject | LLl | 12 | 24 | ||
float | PyFloatObject | LLd | 16 | 24 | ||
str | PyStringObject | LLLli+c*(длина+1) | 21+длина | 37+длина | ||
unicode | PyUnicodeObject | LLLLlL | L*(длина+1) | 28+4*длина | 52+4*длина | |
tuple | PyTupleObject | LLL+L*длина | 12+4*длина | 24+8*длина | Есть | |
list | PyListObject | L*5 | L*длину | 20+4*длина | 40+8*длина | Есть |
Set/ frozenset |
PySetObject | L*7+(lL)*8+lL | LL* длина | (<=5 элементов) 100 (>5 элементов) 100+8*длина |
(<=5 элементов) 200 (>5 элементов) 200+16*длина |
Есть |
dict | PyDictObject | L*7+(lLL)*8 | lLL*длина | (<=5 элементов) 124 (>5 элементов) 124+12*длина |
(<=5 элементов) 248 (>5 элементов) 248+24*длина |
Есть |
* Добавлять 12 байт на 32 битной машине и 32 байта на 64 битной машине
Мы видим, что простые типы данных в Python в два-три раза больше своих прототипов на C. Разница обусловлена необходимостью хранить количество ссылок на объект и указатель на его тип (содержимое макроса PyObject_HEAD). Частично это компенсируется внутреннем кэширование, который позволяет повторно использовать ранее созданные объекты (это возможно только для неизменнымых типов).
Для строк и кортежей разница не такая значительная — добавляется некоторая постоянная величина.
А списки, словари и множества, как правило, занимают больше на 1/3, чем необходимо. Это обусловлено реализацией алгоритмов добавления новых элементов, который приносит в жертву память раде экономии времени процессора.
Итак, отвечаем на вопрос в начале статьи: чтобы сохранить 1 миллион простых чисел нам потребуется 11.4 мегабайт (12*10^6 байт) на сами числа и дополнительно 3.8 мегабайт (12 + 4 + 4*10^6 байт) на кортеж, которых будет хранить на них ссылки.