Доведите пользователя до… конца воронки продаж

Понимание того, что движет пользователем, является одной из ключевых задач при разработке интерфейса приложения или дизайна ресурса. К счастью, Блюма Вульфовна Зейгарник предоставила в наше распоряжение довольно мощный рычаг, который нашел крайне эффективное применение в электронной коммерции.

Блюма Вульфовна Зейгарник — гештальт-психолог и психиатр, которая внесла значительный вклад в создание экспериментальной психологии как науки. В 1927 году она обнаружила, что задачам, которые не были завершены по тем или иным причинам, уделяется значительно больше внимания, чем тем, которые имели логичное окончание. Сегодня это явление носит название «эффект Зейгарник».

Ниже представлены несколько примеров того, как этот эффект используется в современном веб-дизайне:

Способ № 1: Степень завершения

Одним из первых методов, который приходит на ум при упоминании «эффекта Зейгарник», является наглядная демонстрация того, насколько пользователь близок к конечной цели. Довольно часто это реализуется в виде явно указанных и пронумерованных этапов процесса, интуитивно понятных прогресс-баров, списка задач и т.д. Кроме того, если речь идет о применении этой техники в интернет-торговле, ее эффект усиливается тем, что явная информация о том, какие этапы предстоит пройти пользователю в ходе заказа продукции в значительное мере снижает трение благодаря возможности оценить необходимые временные затраты.

Пример применения этого приема вКонтакте (источник изображения http://seob.info/)

1897eb5dfacc4b0f83052f1323f991c8

Еще один вариант использования:

9bb443600c214594b6827c96645f2b28

Минусы: Этот подход может вступать в конфликт с законом анализа выгоды и затрат. Особенно это касается заполнения профиля, так как необходимый минимум информации позволяет полноценно использовать аккаунт, а временные затраты кажутся пользователю чрезмерными. Этого можно избежать, если принять минимально заполненный профиль не за 0 или 5%, а, скажем, за 60%. Перспектива заполнять 40% выглядит значительно менее пугающей, чем 95. Это не значит, что вы должны обманывать пользователя, тем более, это почти всегда чревато. Речь идет о том, чтобы в расчетах учитывать время, затраченное пользователем на регистрацию.

Способ № 2: Экосистема товаров

Еще одна распространенны, и в высшей степени успешный подход, который используют компании, заключается в том, чтобы создать гармоничную экосистему продуктов. Этот прием активирует «эффект Зейгарник» благодаря тому, что потребитель испытывает ощущение неполноты «комплекта», если в его «коллекции» гаджетов, программ или других продуктов присутствуют не все кусочки мозаики, а тем более, если один или несколько элементов «вставлены» из абсолютно другого набора (произведены другой компанией).

41c925347e55445db5bf721d533b78f2

Способ № 3: Подсчет очков

Один из самых популярных методов повышения участия пользователя в Интернете сегодня, кроме чувства незавершенности, активно использует социальное доказательство. Подсчет очков, их визуальное представление и публичная демонстрация мотивируют пользователя продолжать использовать ресурс или приложение, так как у него возникает ощущение контроля со стороны. Эффект усиливается обнародованием достижений и комментариями к ним. Роль постоянного напоминания о том, что вам есть куда стремиться, выполняет назойливый ТОП-10 (20, 50, 100).

Пример от Microsoft Virtual Academy:

87c6a53ebf544a3e9899a3d95c63655e

Другое проявление этого подхода — мотивация пользователя на создание контента, который будет оцениваться экспертами или другими участниками. Довольно часто в качестве таких материалов выступают отзывы, обзоры или статьи.

Кинопоиск:

b34949fb08fa4e49a91b2f23770b8118

Ну и, конечно же:

bcf54a7014ca4fc4a50373ab5650d0b4

Способ № 4: Gamification

Все более популярным становится использование игровых механизмов. Дизайнеры приложений часто используют тот же принцип, который заставляет геймера проходить уровень за уровнем игрушки, которая, в общем-то, и не так интересна, но незавершенность процесса снова и снова возвращает нас на поля виртуальных сражений.

df9d2c04ca504f9fbfdf7261598bca12

Главное чтобы награды, отмечающие то или иное событие, мотивировали пользователя к достижению новых «высот», подчеркивая тот факт, что ему остался один (два, три, четыре, пять) трофей до нового уровня.

Минусы: Неудачная реализация может стать причиной провала проекта.

В итоге:

1. Людей заботит то, что о них думают другие люди. Это печально, но крайне эффективно, когда речь идет о мотивации пользователя.

2. Правильное использование этого эффекта позволяет вызвать «привыкание» к вашему продукту, и пользователь будет возвращаться снова и снова.

3. Используйте естественное стремление человека к развитию и прогрессу, вознаграждая его за те или иные действия.