Touch-web: Swipe

Этим постом мы продолжаем серию статей на тему разработки веб-интерфейсов для touch-устройств.

Смартфоны с сенсорными экранами достаточно сильно распространены и стали незаменимыми помощниками многим из нас. Потому нельзя не учитывать их особенности при разработке мобильных веб-интерфейсов.
Сенсорное управление существенно отличается от привычного управления мышкой.
Пользователь взаимодействует пальцами с самим экраном. И в зависимости от того, какие движения и сколькими пальцами производит пользователь, интерфейс реагирует по-разному: если быстро коснулся экрана и отпустил палец, то срабатывает клик; если коснулся и провел пальцем по экрану – скролл; если провел двумя пальцами – zoom; и великое множество других вариантов реакции.

Сегодня речь пойдет о swipe, в простонародье – листалке. Swipe позволяет перелистывать «страницы» привычным движением пальца. О том, как грамотно реализовать swipe, я расскажу на примере блока новостей на главной странице портала Mail.Ru.

Touch-web: Swipe
Начнем с ключевых моментов, на которые надо обратить внимание при разработке листалки:

  • Во-первых, нужно точно определить, чего хочет пользователь — перелистнуть страницу блока или проскроллить
  • Во-вторых, нужно перемещать страницу при движении пальца вслед за ним
  • В-третьих, если листать некуда, нужно дать пользователю это понять
  • В-четвертых, реагировать на касание только первым пальцем
  • И, наконец, перелистнуть страницу в нужную сторону, когда пользователь отпустил палец

Touch events

Специально для работы с touch-устройствами ввода в браузерах реализованы следующие события:

  • touchstart – коснулись пальцем
  • touchmove – подвинули палец
  • touchend – отпустили палец
  • и touchcancel – почти как touchend, но происходит в момент, когда мы палец не отпускали, но касаемся уже другого элемента. Например, поступил входящий звонок, и на экране уже не браузер.

Но некоторые браузеры на touch-устройствах — например, WP IE — не поддерживают эти события.

В целом ничего, казалось бы, не мешает имитировать аналогичное поведение через мышиные события — как, например, в десктопном drag’n’drop:

  • touchstart – mousedown
  • touchmove – mousemove
  • touchend, touchcancel – mouseup

Но мышиные события в мобильных браузерах работают довольно странно ¬–
события происходят, только если был click (да и то сначала click, а лишь затем — mousedown, mousemove и mouseup).

Потому swipe реализован только на touch-событиях.

В touch-событие падает полезная информация о касаниях:

  • touches – коллекция всех касаний, происходящих в данный момент
  • changedTouches – касания, по которым есть изменения, т.е. непосредственно те, которые вызвали событие
  • targetTouches – касания, ассоциированные с target события. Касания, произошедшие внутри элемента, на который навешан текущий слушатель

Каждому касанию присваивается уникальный идентификатор. В разных браузерах может иметь различные значения, в одних постоянно инкрементируется, в других сбрасывается, когда прикосновений больше нет.

Также объект касания содержит информацию о координатах относительно viewport, экрана и страницы.

Логика довольно простая:

Touchstart

 

/*
    Проверяем флаг started (не был ли уже начат swipe) и кол-во touches. Если swipe уже идет или toches не один, значит, пользователь орудует несколькими пальцами, и реагировать на это не надо.
*/
if (e.touches.length != 1 || started){
    return;
}

/*
    Ставим флаг detecting = true, означающий, что далее на touchmove надо определить, что имел в виду пользователь — хотел ли он перелистнуть страницу, просто прокрутить или тапнуть по ссылке
*/
detecting = true;

// Запоминаем текущее касание и его координаты
touch = e.changedTouches[0];
x = touch.pageX;
y = touch.pageY;
Touchmove

 

/*
    Первым делом проверяем: если не стоит ни started, ни detecting, не делаем ничего. Не наш случай
*/
if (!started && !detecting){
    return;
}

/*
    В зависимости от установленного состояния запускаем определение перелистывания или его отрисовку
*/
if (detecting){
    detect();
}

if (started){
    draw();
}

/*
    Определение
*/
function detect(){
    /*
        Получаем сохраненное ранее касание из changedTouches. Если среди касаний нет нашего, значит, пользователь коснулся экрана еще одним пальцем. На это касание реагировать не надо
    */
    if (e.changedTouches.indexOf(touch) == -1){
        return;
    }

    /*
        Самым простым способом определения того, хотел ли пользователь перелистнуть страницу, является сравнение смещений пальца по осям. 
        Если смещение больше по оси х, чем по у, значит, пользователь листает.
    */
    if (abs(x - newX) >= abs(y - newY)){
        /*
            Если не отменить поведение по умолчанию, то второго touchmove может и не быть (например, в Android). Поэтому необходимо определить swipe с первого раза и отменить поведение по умолчанию – скроллинг страницы
        */
        e.preventDefault();

        // Запоминаем, что началось перелистывание
        started = true;
    }

    // В любом случае заканчиваем определение, т.к. шанс определить у нас один
    detecting = false;
}

// Отрисовка реакции на движение пальца
function draw(){
    /*
        Отменяем поведение по умолчанию, дабы в дальнейшем срабатывали обработчики touchmove и не срабатывал скролл
    */
    e.preventDefault();

    /*
        Получаем сохраненное ранее касание из changedTouches. Если среди касаний нет нашего, значит, пользователь коснулся экрана еще одним пальцем. На это касание реагировать не надо
    */
    if (e.changedTouches.indexOf(touch) == -1){
        return;
    }

    /*
        Вычисляем смещение пальца относительно исходных координат касания.
        На эту величину надо сместить страницу, чтобы она «следовала» за пальцем
    */
    delta = x – newX;

    /*
        Если листать некуда, делим смещение на некоторую величину для создания визуального эффекта «сопротивления движению» страницы.
        Таким образом, даем пользователю понять, что дальше страниц нет
    */
    if (delta > 0 && !leftPage || delta < 0 && !rightPage){
        delta = delta / 5;
    }

    // Отрисовываем смещение, о чем чуть позже
    moveTo(delta);
}
Touchend/Touchcancel

 

// Как и ранее, отсекаем ненужные касания
if (e.changedTouches.indexOf(touch) == -1 || !started){
    return;
}

/*
    Отменяем поведение по умолчанию. Например, если пользователь отпустил палец на ссылке, то может произойти переход по ней, чего нам не надо.
*/
e.preventDefault();

/*
    Определяем, в какую сторону нужно произвести перелистывание
*/
swipeTo = delta < 0 ? 'left' : 'right';

// Отрисовываем перелистывание, о чем чуть позже 
swipe(swipeTo);

Алгоритм работы с событиями довольно простой. Его легко расширить новыми фишками. Например, если пользователь передвинул страницу на малое расстояние, возвращаться к исходному состоянию по touchend. А если пользователь очень быстро провел горизонтально пальцем, но на величину меньшую, чем пороговое значение для прокрутки, все равно осуществлять перелистывание.

Рендеринг

Touch-web: Swipe

Для того чтобы сделать листалку, нужно расположить страницы в ряд.

Touch-web: Swipe

Каждая из них должна быть шириной не больше и не меньше родителя.

Touch-web: Swipe

Центральная всегда видна, левые смещены на 100% влево, а правые – на 100% вправо.

Touch-web: Swipe

Многим хочется использовать таблицу, но она не подходит по нескольким причинам.
Чтобы получить ширину страницы 100% родителя, нужно каким-то образом задать ширину всей таблицы в <кол-во страниц>*100%, и самим страницам в 100%/<кол-во страниц>. Без дополнительных JS-манипуляций это невозможно и грозит погрешностями и неровностями, а так же дополнительными расчетами.

Сделать страницы float’ами тоже не вариант, т.к. это даст лишнюю нагрузку на и без того во многих случаях медленный браузер, даже если чистить поток.

Мы выбрали другой вариант:

.swipe {
    position: relative;
    overflow: hidden;
    height: 300px;
}

Обертке блока указали высоту, position:relative и overflow:hidden, тем самым значительно снизив нагрузку на браузер при рендеринге и расчетах – мы получаем обособленную ветку DOM-дерева внутри листалки, браузер не пересчитывает другие части дерева при изменениях внутри.

Touch-web: Swipe

Страницы же были разбиты на 3 логичные группы:

  1. страницы слева
  2. центральная страница – всегда одна
  3. и страницы справа

 

.swipe__page {
    overflow: hidden;
    position: absolute;
    left: 0;
    top: 0;
    width: 100%;
    height: 100%;
}

Чтобы ускорить рендеринг, нужно максимально обособить страницы друг от друга, потому для каждой страницы указаны position:absolute; и соответствующие координаты и размеры.

.swipe__page_animating {
    transition: transform 200ms linear;
}

Далее встает вопрос смещения страниц вправо и влево.
Анимируются страницы средствами CSS-transition.
Если анимировать left, получается очень медленно. Гораздо быстрее работает translate, а еще быстрее — translate3d из CSS-трансформаций.

.swipe__page_left {
    transform: translate(-100%, 0);
    transform: translate3d(-100%, 0, 0);
}

.swipe__page_center {
    transform: translate(0, 0);
    transform: translate3d(0, 0, 0);
}

.swipe__page_right {
    transform: translate(100%, 0);
    transform: translate3d(100%, 0, 0);
}

Поэтому всем страницам указан left:0 и оба варианта translate — на случай, если браузер не поддерживает 3d-трансформации, со значениями смещения по горизонтали 100%, 0 и 100% для левых, центральной и правых страниц соответственно.

Touch-web: Swipe

Таким образом, у нас получилось следующее: видимая центральная страница, и за границей видимой части блока стопка страниц слева и стопка страниц справа.

Touch-web: Swipe

Из всех страниц выбираются три:

  1. центральная, видимая
  2. следующая страница слева
  3. следующая страница справа

Touch-web: Swipe

transform: translate(delta, 0);

Изначально класс swipe__page_animating (добавляет CSS-transition) не установлен. По событию touchmove для страницы устанавливается соответствующий translate, со значением смещения по горизонтали равным смещению пальца (либо смещению, деленному на «коэффициент сопротивления»). Т.е. страница просто двигается вместе с пальцем.

Touch-web: Swipe

На самом деле все несколько сложнее. Одновременно двигаются три страницы: текущая видимая, и по странице слева и справа, что создает эффект непрерывной ленты. Соответственно, для правой и левой страниц смещение равно его ширине с соответствующим положению знаком (для правой – плюс, для левой – минус) плюс смещение пальца.

Touch-web: Swipe

По событию touchend или touchcancel страницам устанавливается класс swipe__page_animating, включающий CSS-анимации, и величины смещений, соответствующие финальному положению – либо перелистываем, либо устанавливаем исходные значения.

Touch-web: Swipe

По событию transitionend, т.е. по окончанию анимации:

  • удаляется класс swipe__page_animating
  • заново выбираются «следующие» страницы, переключаются классы _left, _center, _right в соответствии с новым положением. Например, если пользователь перелистнул влево, то центральная страница становится правой, левая – центральной, правая просто кладется в стопку правых, а из стопки левых выбирается новая «следующая»
  • сбрасываются установленные скриптом смещения для того, чтобы при изменении ширины всей страницы — например, при смене ориентации устройства — страницы блока автоматически адаптировались браузером к новым условиям
  • очищаются установленные флаги вроде started

Таким образом, блок находится в исходном состоянии и готов к взаимодействию с пользователем.

Как дать понять, что блок можно листать — это тема отдельного доклада проектировщика интерфейсов. Я лишь могу сказать, что должна быть какая-то визуальная подсказка или иной путь переключения.

Touch-web: Swipe

Например, в случае блока новостей, на примере которого я рассказываю о swipe, мы сделали привычные всем табы. Пользователь может тапнуть по закладке и перелистнуть страницу. Плюс таб является и заголовком, дающим понять какую страницу видно в данный момент.

Такой метод хорош и для совместимости с браузерами, не поддерживающими touch-события. Например, в WP IE пользователь с таким же успехом может пользоваться блоком новостей, как и на других устройствах.

На этом на сегодня все. Вопросы и обсуждение приветствуются.

Егор Дыдыкин,
лидер команды разработки главной страницы Mail.Ru и кросс-портальных проектов