Красиво и полезно? Или как найти баланс в проектировании и не заиграться в дизайн

photo-9174

В проектировании интерфейсов, как и в любой другой сфере, порой нелегко соблюсти баланс интересов клиента и исполнителя. Вроде бы всё просто: все хотят, чтобы было красиво, так как кто-то всегда хочет красивее.

Недавно мы в «Собаке Павлова» работали над одним интересным проектом. Увлеклись. И оказалось, что через 2,5 недели мы нарисовали 15 вариантов главной страницы сайта для нашего клиента. При этом все они соответствовали поставленным задачам, сценариям и другим UX-игрушкам.

Как такое могло случиться? Мы дали этому определение. Стараясь учесть все-все детали, пожелания клиента и мелочи, мы попросту «заигрались в дизайн».

Дело в том, что между проектированием и дизайном есть существенная, но не всем очевидная разница. Проектирование заканчивается тогда, когда мы перестаем думать об интересах пользователей и задачах бизнеса, а вместо этого начинаем «креативить»: рисовать, размещать что-то на странице, играть со шрифтами и т. д. Всё это, конечно, может пойти на пользу внешнему виду сайта, но задачи проектирования — не в украшательстве. Проектирование — это, прежде всего, анализ.

Отчего могут возникнуть подобные проблемы?

  1. Во-первых, и клиент, и разработчик оценивают работу по принципу «нравится/не нравится».
  2. Во-вторых, у разработчика есть хорошие идеи, но нет навыков их правильной подачи — в результате клиент думает, что работа некачественная, и просит нарисовать так, как он считает нужным.
  3. Разработчик недостаточно твёрдо настаивает на своем решении.

Как с этим жить?

Хорошая новость заключается в том, что все эти диагнозы не смертельны. В значительной степени эти вопросы решаются правильной организацией переговоров и грамотным подходом — как к самой работе, так и к презентации результатов.

Проще говоря, чтобы не терять время и силы на «игры в дизайн», нужно учитывать некоторые важные нюансы. Мы выделили три основных направления, на которые стоит обратить внимание:

  • работа с клиентом;
  • работа с дизайнером;
  • работа с прототипом.

Клиент, и как его готовить

Чтобы успешно работать с клиентом, нужно помнить несколько простых и эффективных правил.

  1. Первое и главное. Забудьте просто оценку «не нравится». Если такая дается без каких-либо доводов — это не оценка, а личное мнение. Нравиться или не нравиться может «Черный квадрат» Малевича, а нам нужны критерии и аргументы. В этом случае вам на помощь придут чек-листы.
  2. Обязательно узнайте и уясните, чего именно на самом деле клиент хочет от проекта. Нам нужно знать, как он себе представляет проектирование, какая картина у него сложилась в голове. Если вопрос в лоб не дает результата — используйте менее очевидные методы переговоров. Да хоть гипноз, если это поможет.
  3. Установите регламент обсуждений и следуйте ему. Назначьте день для регулярных встреч (например, раз в неделю, по пятницам) и определите, сколько времени вы сможете обсуждать проект. Разумеется, в течение этой недели у проектировщика и клиента будут возникать очень срочные вопросы. Но практика показывает, что часть из них отпадает сама собой, а по другим к моменту очередного обсуждения появляется некоторая ясность.
  4. Назначьте главного — решения должен принимать кто-то один. Выберите того, кто обладает реальным авторитетом. Это не всегда тот, за кого проголосует большинство. На презентациях и переговорах этот человек должен быть на первом плане. Учитесь продавать свою работу.

В завершение этого блока посоветую пару полезных и увлекательных книг:

  1. Гевин Кеннеди «Договориться можно обо всем» (научит вас правильно вести переговоры на всех этапах).
  2. Карл Съюэл «Клиенты на всю жизнь» (для всех, кто интересуется качеством сервиса).

Дизайнер, и с чем его есть

Дизайн делает мир красивее, с этим никто не спорит. Но и курьезов в этой сфере немало. Иногда дизайнер, выросший из желторотого новичка в успешного профессионала, становится проповедником собственного вкуса. А у нас с вами конкретные задачи для бизнеса — здесь не всегда уместен личный оригинальный взгляд.

Если вы проектируете и передаете свои работы дизайнерам, то рекомендую придерживаться таких правил:

  1. Ограничьте дизайнера.
    Подробно распишите, что в прототипе ни в коем случае нельзя двигать и переделывать.
  2. Оставьте свободу самовыражения.
    Укажите, где дизайнер может развернуться и изобразить что-то на свое усмотрение.
  3. Обязательно приведите примеры работ.
  4. В отдельных редких случаях можно обойтись и без дизайнера. Но я вам этого не говорил J Иногда можно пожертвовать красотой. Хороший верстальщик сможет превратить ваши зарисовки на салфетке во вполне рабочий сайт. Но так можно делать, только если у вас:
    • очень сжатые сроки;
    • маленький бюджет;
    • идет тестирование идеи на первом этапе проекта.

Бывает, конечно, что можно обойтись и силами одного дизайнера, без визуального проектирования прототипа. Однако делать это можно только в одном случае: если все участники процесса (и в первую очередь клиент) точно знают, чего хотят. Да, иногда красивая вещь более востребована, чем удобная и функциональная, а раз так — можно дать свободу фантазии.

Но в большинстве случаев дизайнеру очень помогает понимание принципов юзабилити сайта. Такие специалисты способны объединять красоту и удобство, ничем не жертвуя.

И всё-таки немножко дизайна

Бывают такие случаи, когда нам нужно сделать прототип максимально правдоподобным. Например, мы делаем интернет-магазин, и нам нужно показать каталог сразу с товарами. Либо мы проектируем какой-нибудь промо- или имиджевый сайт, и нам позарез нужно использовать различные фотографии или другую графику, которую уже нарисовали маркетологи заказчика.

Такие прототипы с реальными текстами (это очень важно) будут живыми и красивыми. Клиенту зачастую так тоже нравится больше. Но именно тут и кроется опасность — можно заиграться в дизайн на стадии проектирования. Составляйте чек-листы на основе сценариев и сверяйтесь с ними, помните принципы работы с дизайнерами и прототипами.

Чтобы не отвлекаться на изображения в прототипе, можно прибегнуть к стилизации элементов. Пользуйтесь фреймворками для Photoshop, смотрите сайты для вдохновения:

http://designmodo.com

http://www.awwwards.com

А на этом сайте вы найдете кучу паттернов: http://patterntap.com/

Хороших интерфейсов! Счастливо! Bon apetite!

 

Автор: Заур ГиясовКБ «Собака @Павлова» (Старший проектировщик)